[an error occurred while processing this directive]

Хосе Ортега-и-Гассет.

"Что такое философия?"

К публикации лекции Ортеги-и-Гассета

Хосе Ортега-и-Гассет (9/V 1883 — 18/Х 1955) — сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа и первый испанский философ (ибо Франсиско Суарес (1548-1617) писал на латыни, а Мигель де Унамуно (1864-1936) не преследовал снискания философских лавров).

Обучаясь в колледже отцов-иезуитов Miroflores del Palo (Малага), Ортега овладевает в совершенстве латынью и древнегреческим. В 1904 г. оканчивает Центральный университет зашитой своих докторских тезисов 'El Milenario' ('Тысячелетний'). Затем семь лет проводит в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Г.Коген. По возвращении в Испанию получает назначение в Мадридский университет, где и преподает до 1936 г., когда разражается гражданская война.

В 1923 г. Ортега основывает 'Reviste de Occidente' ("Западный журнал"), который служит Делу 'сравнивания Пиренеев' — европеизированная Испании, тогда изолированной от современного культурного процесса. Будучи политически ангажированным мыслителем, он ведет интеллектуальную оппозицию в годы диктатуры Примо де Риверы (1923-1930), играет немаловажную роль в свержении короля Альфонсо XIII, избирается гражданским губернатором Мадрида, почему и оказывается вынужденным покинуть страну с началом гражданской войны. По возвращении в 1948 г. в Мадрид совместно с Хуаном Мариасом создает гуманитарный институт, где преподает и сам.

Международная известность приходит к Ортеге в 1930-х годах, когда появляется Rebellion de las Masas' ('Восстание масс'; см. 'Вопр, философии, 1989, N 3-4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде 'Meditaciones del Ouijole') 'Кихотовские размышленкя') Мадрид, 1914, где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: 'Я есть я и мое окружение'. Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он на пятнадцатилетие предвосхитил 'Бытие и время' Хайдеггера. В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже 'гельдерлиновским чревовещателем'. Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию 'преспективизма', которая утверждает, что 'жизнь каждого есть точка зрения на универсум' и что 'единственно ложная- перспектива — это та, которая полагает себя единственной'.

Любопытными представляются попытки Ортеги по развитию так наз. 'аристократической логики' (см. 'Ideas у creencias' (Obras completas), Madrid, 1953, 3 ed, t.5), а также фундаментальную для Ортеги, но оставшуюся незаконченной ('La idea del principio in Leibniz у la evolucion de la teoria deduktiva' (Buenos Aires, 1958)), которая представляется Ортеге 'логикой изобретения': 'Современная философия не начинает более с бытия, но с мысли.' (La idea... p. 163).

Однако, что касается становления в Испании философской школы, большое значение для такового имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги 'Что такое философия' лег курс лекций, читанных Ортегой в 1929 г. в университете Мадрида.

Перевод выполнен Б.Пардо-Айусо и О.В.Никифоровым по изданию Jose Ortega у Gasset 'Que es filosofia?'/Revista de Occidente. Madrid, 1972, pp. 97.121.

 

[an error occurred while processing this directive]